Уголок правовых знаний

Мы в ответе за наших детей

развернуть

РОДИТЕЛИ! А чем ЗАНИМАЕТСЯ Ваш РЕБЁНОК?!!

развернуть

ЕСЛИ ВЫ ПОСТРАДАЛИ ОТ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ ИЛИ ВАМ ИЗВЕСТНЫ ФАКТЫ СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ПЕДОФИЛИЕЙ!!!

развернуть

СООБЩИТЕ ОБ ЭТОМ!!!

т.___________________

т.___________________

ОТДЕЛ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ТОРГОВЛЕ ЛЮДЬМИ

УНиПТЛ КМ УВД МИНСКОГО ОБЛИСПОЛКОМА

(8017)-2290848

Получить круглосуточно онлайн-консультацию специалистов-психологов вы можете на сайте  «kids.pomogut.by»

свернуть

Листовки по выявлению и профилактике педофилии

развернуть

Листовки по выявлению и профилактике педофилии

 

свернуть

ПАМЯТКА САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ О ПРИЗНАКАХ СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С СЕКСУАЛЬНЫМ НАСИЛИЕМ НАД НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ

развернуть

Следует понимать, что по различным причинам (чувство боязни, стыда, отрицания вины и т.п.) сталкивающиеся с сексуальным насилием дети редко обращаются за помощью. Поэтому в ходе общения с ребенком, его родителями, сверстниками, соседями, педагогами (социальными психологами), лечащими врачами и т.п. сотруднику ОВД необходимо обращать внимание на следующие сведения об особенностях внешности, физического состояния и поведения ребенка:

1)      физические признаки:

–       боль при сидении, ходьбе;

–       порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье, одежда;

–       гематомы, ссадины, кровотечение в области половых органов, анального отверстия;

–       жалобы на боль и зуд в области гениталий;

–       повреждение мягких тканей груди, ягодиц, ног, нижней части живота, бедер;

–       инородные тела во влагалище, анальном отверстии или мочеиспускательном канале;

–       недержание мочи;

–       наличие инфекций, передающихся половым путем;

–       беременность;

2)      изменения в выражении сексуальности:

–       кажущиеся странными и необычными или несоответствующие возрасту знания о сексе;

–       необычная или несоответствующая возрасту сексуальная активность (мастурбация, трение о тело взрослого);

–       повышенный интерес к играм, материалам сексуальной направленности;

–       склонность к сексуальным действиям с другими детьми;

–       имитация полового акта с характерными стонами и движениями;

–       соблазняющее, завлекающее поведение по отношению к сверстникам и взрослым;

3)      изменения в эмоциональном состоянии и общении:

–       трудности в коммуникациях со сверстниками (избегание общения, отсутствие друзей своего возраста, отказ от общения с прежними знакомыми);

–       внезапная, немотивированная замкнутость, подавленность, изоляция, уход в себя;

–       частая задумчивость, отстраненность;

–       постоянная депрессивность, грустное настроение;

–       нежелание принимать участие в подвижных играх;

–       непристойные выражения, несвойственные ребенку ранее;

–       чрезмерная склонность к скандалам и истерикам;

–       терроризирование младших детей и сверстников;

–       чрезмерная податливость, навязчивая зависимость;

–       возврат к инфантильному поведению, либо, наоборот, слишком «взрослое» поведение;

–       отчуждение от братьев и сестер, других родственников и членов семьи;

–       жестокость по отношению к игрушкам (у младших детей);

–       амбивалентные чувства к взрослым (начиная с младшего школьного возраста);

–       рассказы в третьем лице («я знаю одну девочку…»);

–       утрата туалетных навыков (чаще у малышей);

–       равнодушие к внешности, плохой самоуход либо, напротив, навязчивое, чрезмерное мытье (у подростков);

4)изменения личности и мотивации, социальные признаки:

–       прогулы занятий в учреждении образования;

–       внезапное  изменение успеваемости (как негативное, так и положительное) или потеря интереса к любимым занятиям;

–       неожиданные, резкие перемены в отношении к конкретному человеку или месту («я ненавижу дядю Петю», «я не могу ездить в лифте», «я больше не пойду на футбол»);

–       принятие на себя родительской роли в семье (по приготовлению еды, стирке, мытью, ухаживанию за младшими и их воспитанию);

–       неспособность защитить себя, непротивление насилию и издевательству над собой;

–       отрицание, непринятие традиций и уклада своей семьи вплоть до ухода из дома (у подростков);

5)изменения самосознания:

–       снижение самооценки;

–       отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности;

–       саморазрушающее поведение (употребление алкоголя, наркотиков, проституция, частая подверженность травмам и несчастным случаям);

–       суицидальные разговоры и попытки;

6)      невротические и психосоматические симптомы:

–       обеспокоенность, боязнь при нахождении с определенным человеком (людьми);

–       сопротивление прикосновениям, поцелуям определенного человека (людей);

–       боязнь раздевания (например, отказ при занятиях физкультурой или медицинском осмотре);

–       головная боль, боли в области желудка и сердца;

–       навязчивые страхи;

–       расстройства сна (страх ложиться спать, бессонница, ночные кошмары).

В случае, если ребенок готов рассказать о совершенном (совершаемом) над ним насилии, рекомендуется придерживаться определенной модели поведения, минимизирующей угрозу его «замыкания в себе»:

–       избегание упреков, обвинений, пристыживаний;

–       серьезное отношение к услышанному;

–       спокойствие, выдержка;

–       успокаивания, подбадривания, поощрения;

–       сопереживание;

–       искренность, честность;

–       использование лексикона ребенка;

–       восприятие всех без исключения услышанных сведений;

–       незамедлительная и тщательная проверка предположений.

!Категорически не рекомендуется:

  • Давать ребенку опрометчивые или заведомо невыполнимые обещания («это останется строго между нами», «мама не будет сердиться»);
  • Советовать ребенку не обращать внимания на произошедшее.

 

Сетевые педофилы: как увидеть нападение хищника –

Интернет нужен педофилу в первую очередь для того, чтобы с меньшим риском подобрать себе жертву. Сюда входит все: и сбор информации о будущих жертвах, и собственно работа по их «завлечению в сети». Все делается удаленно, и нет риска «светить» свою физиономию – и даже вообще можно выдать себя за другого, «скажем, за… ребенка».

Именно так педофилы подбирают себе жертву в Сети – прикидываются сверстниками общающихся там детей. Вера детей и взрослых (тем более специалистов), что взрослый не знает и не освоит молодежную манеру общения, не в курсе, чем интересуются дети и что у них модно, выглядит по меньшей мере наивно. Тем более что и педофилы, как показывает статистика, отнюдь не бесталантны.

Итак, педофил представляется мальчиком или девочкой, при необходимости ставит в качестве «своего» фото, изображение какого-нибудь ребенка и начинает «завязывать дружбу». У ребенка чаще всего даже не возникает сомнения, что с ним общается не сверстник, а «пузатый дядя» – вот насколько хорошо входят в роль те, кто, по мнению некоторых, «вырос из возраста».

Педофил может предложить меняться по сети картинками с увлечениями, музыкальными файлами – то есть делать то, что делают дети  и подростки, и это укрепляет доверие ребенка. Под этим соусом он начинает «вбивать» нужные ему мысли – например, меньше слушаться осторожных советов родителей. А когда «виртуальная дружба» окрепнет, педофил назначает ребенку реальную встречу. Реже в публичном месте, чаще – у себя дома, где неконтролируемое поведение ребенка легче пресечь. На встрече, собственно, и происходит растление – или, если ребенок испугался того, что вместо одногодка там оказался дядя – изнасилование. Нередко педофилы снимают свои «сессии» на фото или видео и обмениваются кадрами с другими педофилами.

Подобрать себе жертву педофил может не только в детском чате или форуме. Ему вполне могут помочь абсолютно доступные Интернет –  сайты школ, детских кружков и прочих внешкольных организаций. Дело в том, что там имели (а кое –  где и до сих пор имеют) свойство размещать фотографии учащихся или кружковцев, расписание занятий по группам или классам и т.д.

В результате педофил может точно установить местонахождение ребенка и по фотографии даже оценить объект «охоты». Дальше, например, ребенка встречают у школы, обманывают какой-нибудь «легендой» и ведут в укромное место.

Симптомом развращения ребенка педофилом может быть резкое изменение его поведения – ребенок становится замкнутым, плаксивым, боязливым, начинает плохо спать по ночам. А также лишние деньги в объемах, которых у детей обычно не бывает – частые «подарки».

Впрочем, вместо купюр могут наличествовать новые игрушки, одежда (родителями или родными не покупавшаяся), гаджеты (электронные игры или даже мобильник).

Родителям стоит уделять внимание и на переписку посредством социальных сетей и мобильных приложений своих детей со знакомыми им друзьями и одноклассниками, походы к ним в гости. Ведь педофил может их ждать и там.

Родителей необходимо предупреждать, что, если они установили факт насилия над ребенком, то в случившемся ни в коем случае нельзя обвинять самих детей. Подросток может замкнуться и ничего больше не расскажет.

 

 

 

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ

РОДИТЕЛИ, важно научить ребенка отличать уважение к взрослым от безусловного подчинения всем старшим. Дети имеют право и должны сказать «нет» любому, кто намеревается причинить им вред в любой форме.

Дети не должны стесняться громко звать на помощь, преступника это остановит. Призыв о помощи – это не свидетельство трусости, а необходимое средство защиты или даже спасения. Пусть смело зовут на помощь в случае чьих– либо домогательств.

Дети должны находиться на улице в кругу друзей, но только с теми, кого знают родители и не позже 23.00.

Родители всегда должны знать куда, к кому идет ребенок, как его можно найти.

Если относительно какого-то незнакомца у подростка возникли подозрения, пусть сразу же сменит маршрут, выйдет на другой станции метро (автобуса, троллейбуса), продолжит маршрут на следующем поезде (автобусе, троллейбусе). По телефону пусть сделает вид, что на улице его встретит папа или взрослый друг. Надо сказать об этом громко в трубку телефона.

Мобильный телефон сегодня решает многие проблемы. Необходимо контролировать, чтобы аккумулятор был всегда заряжен, а номер телефона родителей, а также «102» находился в режиме быстрого набора или на рабочем столе смартфона.

Особое внимание подросток должен обращать на автомобили, которые проезжают мимо. Если возникли подозрения или реальная угроза, надо перейти на противоположную сторону улицы или бежать в сторону, противоположную движению автомобиля.

В детях необходимо воспитывать строгие правила поведения и требования к себе. Их несоблюдение легко может оказаться провоцирующим для преступников. Родителям надо обращать внимание на увлечение детей сексуальной литературой, видеофильмами с эротическими сценами.

Жертвами половых преступлений чаще оказываются дети и подростки, запущенные с точки зрения полового воспитания. По этой причине некоторые дети утрачивают чувство стыдливости, другие воспитываются в такой покорности взрослым, что в случае половых домогательств не смеют им противостоять. Пусть дети не позволяют, чтобы незнакомцы, знакомые или даже дальние родственники трогали их, целовали, обнимали.

 

Преступники могут применить не только насильственные, но и «соблазнительные» приемы. Они могут предложить конфеты, мороженое, игрушки, либо обещают что-то показать интересное. Соблазнитель зовет вместе погулять, в т.ч. в компьютерные игры у него дома, либо напрашивается в провожатые.

 

Дети охотнее идут на контакт (особенно с 6 до 12 лет), что прибавляет насильнику уверенности, он стремится расположить к себе ребенка, одновременно обещает в обоюдных половых действиях безобидную и приятную забаву.

 

Нередко преступником оказывается человек, который находится с детьми и подростками в каких-либо повседневных контактах (руководит кружками, секциями, занимается репетиторством).

 

Надо, чтобы дети рассказывали родителям обо всем, что происходит с ними. Объясните, что насильники или вежливо уговаривают, или запугивают детей, добиваясь, чтобы они сохранили это в тайне.

 

Общаясь в социальных сетях Интернета, преступники, как правило, представляются подростками, используя их манеру общения и тактические приемы в целях завладения интимными фотографиями или видеоизображениями и последующего шантажа.

 

Виртуальные знакомые должны оставаться виртуальными, все реальные встречи должны проходить под присмотром или с разрешения родителей.

свернуть

О признании детей находящимися в СОП

развернуть



Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2019 N 22
(ред. от 30.08.2021)
"О признании детей находящимися в социально опасном положении"
(вместе с "Положением о порядке признания детей находящимися в социально опасном положении")

Документ предоставлен КонсультантПлюс

www.consultant.ru

Дата сохранения: 08.09.2021
 

 

 

Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов

Республики Беларусь 16 января 2019 г. N 5/46057



 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

15 января 2019 г. N 22

 

О ПРИЗНАНИИ ДЕТЕЙ НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ

 

(в ред. постановления Совмина от 30.08.2021 N 493)

 

В соответствии с частью пятой статьи 116 и частью первой статьи 117 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Положение о порядке признания детей находящимися в социально опасном положении (прилагается).

2. Установить критерии и показатели социально опасного положения согласно приложению.

3. Решения о признании детей находящимися в социально опасном положении, принятые до вступления в силу настоящего постановления, подлежат пересмотру в соответствии с данным постановлением в течение шести месяцев после вступления его в силу.

4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 февраля 2019 г.

 

Премьер-министр Республики Беларусь

С.Румас

 

 

 

 

 

Приложение

к постановлению

Совета Министров

Республики Беларусь

15.01.2019 N 22

 

КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНО ОПАСНОГО ПОЛОЖЕНИЯ

 

(в ред. постановления Совмина от 30.08.2021 N 493)

 

Критерии социально опасного положения

Показатели социально опасного положения

1. Родителями не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка (детей)

родители допускают оставление ребенка (детей) без пищи

родители допускают систематическое отсутствие пищи, предназначенной для питания ребенка (детей) (для детей раннего возраста - от 0 до 3 лет, детей дошкольного возраста - от 3 до 6 лет, детей школьного возраста - от 6 лет и старше), отвечающей соответствующим физиологическим потребностям детского организма и не причиняющей вред здоровью ребенка соответствующего возраста

родители допускают проживание ребенка (детей) в жилых помещениях, в которых печи, теплогенерирующие агрегаты, газовое оборудование, электрические сети, электроприборы не соответствуют требованиям технических нормативных правовых актов либо эксплуатационной документации на них, неработоспособны, демонтированы устройства автоматического (автономного) обнаружения и оповещения о пожаре, надворные постройки и придомовая территория не соответствуют требованиям пожарной безопасности и имеются условия, создающие непосредственную угрозу возникновения пожара

родители систематически (два раза и более в течение шести месяцев подряд) не выполняют рекомендации медицинских работников по диагностике, лечению и (или) медицинской реабилитации ребенка (детей), что угрожает его (их) жизни и (или) здоровью

родители препятствуют получению ребенком обязательного общего базового образования (в любой форме его получения)

родители в течение одного месяца со дня регистрации рождения или со дня прибытия на новое место жительства (пребывания) не обеспечивают регистрацию ребенка (детей) по месту жительства или месту пребывания

в отношении родителей установлены факты, подтверждающие, что они не контролируют поведение и местонахождение ребенка (детей), вследствие чего ребенок (дети) самовольно уходит из дома, бродяжничает, совершил попытку суицида

(в ред. постановления Совмина от 30.08.2021 N 493)

2. Родителями не обеспечивается надзор за поведением ребенка и его образом жизни, вследствие чего ребенок совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления

в отношении родителей ребенка (детей) неоднократно в течение года установлены факты привлечения к административной ответственности по статье 10.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

в отношении родителей ребенка (детей) в возрасте старше 14 лет в рамках административного либо уголовного процессов установлены факты, подтверждающие что они не контролируют его (их) поведение и местонахождение, вследствие чего ребенок (дети) привлечен к административной либо уголовной ответственности

(в ред. постановления Совмина от 30.08.2021 N 493)

3. Родители, иные лица, участвующие в воспитании и содержании детей, ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка (детей), злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним (ними), в связи с чем имеет место опасность для жизни и (или) здоровья ребенка (детей)

в отношении родителей, иных лиц, участвующих в воспитании и содержании детей, установлены факты привлечения к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных статьями 10.1, 19.1, частью 2 статьи 19.3, статьями 19.4, 19.5, 19.8 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

в отношении родителей, иных лиц, участвующих в воспитании и содержании детей, установлены факты потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребления ими алкогольных напитков, по результатам чего к ним применялись меры профилактического воздействия

установлены факты жестокого обращения родителей, иных лиц, участвующих в воспитании и содержании детей, с ребенком, физического и (или) психологического насилия по отношению к нему

(в ред. постановления Совмина от 30.08.2021 N 493)

 

 

 

 

 

                                                                                                                УТВЕРЖДЕНО

                                                                                                                Постановление

                                                                                                                Совета Министров

                                                                                                                Республики Беларусь

                                                                                                                15.01.2019 N 22

 

ПОЛОЖЕНИЕ

О ПОРЯДКЕ ПРИЗНАНИЯ ДЕТЕЙ НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ

 

(в ред. постановления Совмина от 30.08.2021 N 493)

 

ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1. Настоящим Положением определяется порядок признания детей находящимися в социально опасном положении, включающий выявление детей, находящихся в социально опасном положении, порядок и сроки проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка, взаимодействие органов опеки и попечительства, иных организаций, уполномоченных законодательством осуществлять защиту прав и законных интересов детей (далее - государственные органы, государственные и иные организации), с семьей при реализации мероприятий, направленных на устранение социально опасного положения и обеспечение контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей.

2. Для целей настоящего Положения используются термины и их определения в значениях, установленных Кодексом Республики Беларусь о браке и семье, Законом Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. N 200-З "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", иными актами законодательства, а также следующие термины и их определения:

выявление детей, находящихся в социально опасном положении, - комплекс действий государственных органов, государственных и иных организаций по выявлению обстановки, при которой не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка, не обеспечивается надзор за его поведением и образом жизни, родители ведут аморальный образ жизни, в связи с чем имеет место опасность для жизни или здоровья ребенка (далее - неблагоприятная для детей обстановка);

социальное расследование - деятельность государственных органов, государственных и иных организаций по изучению положения и обследованию условий жизни и воспитания ребенка (детей) в семьях, в отношении которого поступила информация о неблагоприятной для детей обстановке;

признание ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении - принятие по итогам социального расследования решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении в установленном настоящим Положением порядке, на основании которого осуществляется реализация мероприятий по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки;

мероприятия по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки (далее - мероприятия), - совместная деятельность государственных органов, государственных и иных организаций с семьей, направленная на устранение причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки.

 

ГЛАВА 2

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ИНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

 

3. Государственные органы, государственные и иные организации в пределах своей компетенции участвуют:

в выявлении детей, находящихся в социально опасном положении;

в организации и проведении социального расследования;

в принятии решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении;

в реализации мероприятий.

4. В деятельности, указанной в пункте 3 настоящего Положения, в пределах своей компетенции участвуют следующие государственные органы и государственные организации:

местные исполнительные и распорядительные органы;

комиссии по делам несовершеннолетних городских, районных исполнительных комитетов (местных администраций районов в городах) (далее - комиссии по делам несовершеннолетних);

структурные подразделения городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере образования (далее - отделы образования);

учреждения образования;

организации здравоохранения;

структурные подразделения городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере труда, занятости и социальной защиты (далее - органы по труду, занятости и социальной защите);

территориальные центры социального обслуживания населения, центры социального обслуживания семьи и детей;

территориальные органы внутренних дел;

органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям;

структурные подразделения городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере жилищно-коммунального хозяйства;

организации, осуществляющие учет, расчет и начисление платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилым помещением;

(в ред. постановления Совмина от 30.08.2021 N 493)

государственные организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилые помещения государственного жилищного фонда в общежитиях.

Иные организации участвуют в выявлении детей, находящихся в социально опасном положении, социальном расследовании и реализации мероприятий в пределах своей компетенции.

5. Координацию деятельности государственных органов, государственных и иных организаций, указанной в пункте 3 настоящего Положения, осуществляют координационные советы, создаваемые в соответствии с частью второй пункта 28 Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. N 18 "О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях" (далее - координационные советы).

 

ГЛАВА 3

ВЫЯВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ

 

6. Государственные органы, государственные и иные организации выявляют неблагоприятную для детей обстановку при осуществлении своей деятельности в соответствии с возложенными на них задачами и в пределах своей компетенции:

отделы образования, учреждения образования - при организации учета детей, подлежащих обучению на уровне общего среднего образования, анализе участия родителей в образовательном процессе, при осуществлении контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей в семьях, в которые возвращены дети после помещения на государственное обеспечение, в том числе после восстановления родителей в родительских правах, при анализе обращений граждан;

организации здравоохранения - при оказании медицинской помощи или медицинских услуг, в том числе при патронажах, вызове врача на дом, при выездах скорой медицинской помощи, медицинском наблюдении и оказании медицинской помощи женщинам во время беременности, родов и в послеродовом периоде, в других случаях оказания медицинской помощи или медицинских услуг;

органы по труду, занятости и социальной защите, территориальные центры социального обслуживания населения, центры социального обслуживания семьи и детей - при назначении пособий и пенсий, государственной адресной социальной помощи, материальной помощи, оказании социальных услуг, проведении обследования многодетных семей, семей, воспитывающих ребенка-инвалида, реализации мер в сфере содействия занятости, осуществлении иных функций;

(в ред. постановления Совмина от 30.08.2021 N 493)

территориальные органы внутренних дел - при посещении по месту жительства лиц, состоящих на профилактическом учете, при проведении с несовершеннолетними индивидуальной профилактической работы, в том числе при посещении семей на дому, в рамках рассмотрения в установленном порядке заявлений и сообщений граждан и юридических лиц;

органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям - при проведении пожарно-профилактической работы;

организации, осуществляющие учет, расчет и начисление платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилым помещением, - при выявлении фактов невнесения платы по погашению задолженности лицами, имеющими на воспитании детей, которые были в установленном законодательством порядке предупреждены о необходимости погашения такой задолженности;

(в ред. постановления Совмина от 30.08.2021 N 493)

государственные организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилые помещения государственного жилищного фонда в общежитиях, - при продлении или расторжении договора найма жилого помещения государственного жилищного фонда в общежитии в отношении граждан, имеющих на воспитании детей и систематически нарушающих правила внутреннего распорядка в общежитии.

Иные организации выявляют неблагоприятную для детей обстановку в пределах своей компетенции.

7. При выявлении неблагоприятной для детей обстановки государственные органы, государственные и иные организации незамедлительно информируют об этом отдел образования по месту нахождения детей.

8. Отдел образования не позднее одного рабочего дня, следующего за днем поступления информации о неблагоприятной для детей обстановке, направляет ее в учреждение образования, в котором обучается (воспитывается) ребенок (дети), или в социально-педагогический центр по месту проживания (нахождения) ребенка (детей) - в отношении ребенка (детей) в возрасте до 3 лет либо ребенка (детей), который не зачислен в учреждение образования или не проживает с семьей в связи с получением образования.

(в ред. постановления Совмина от 30.08.2021 N 493)

 

ГЛАВА 4

ПРОВЕДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ

 

9. Руководителем учреждения образования (социально-педагогического центра) в течение одного рабочего дня, следующего за днем получения информации о неблагоприятной для детей обстановке, принимается решение, которым определяются персональный состав комиссии по проведению социального расследования (далее - комиссия), срок его проведения, не превышающий 15 рабочих дней, порядок и срок обследования условий жизни и воспитания ребенка, дата проведения заседания совета учреждения образования (социально-педагогического центра) по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее - совет профилактики).

10. К проведению социального расследования учреждение образования (социально-педагогический центр) при необходимости привлекает специалистов государственных органов, государственных и иных организаций, указанных в пункте 4 настоящего Положения, по месту жительства детей, направив письменное уведомление.

11. Обследование условий жизни и воспитания ребенка (детей) проводится комиссией не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за днем принятия руководителем учреждения образования (социально-педагогического центра) решения, указанного в пункте 9 настоящего Положения.

Составляется акт обследования условий жизни и воспитания ребенка (детей), в котором отражаются сведения о ребенке (детях), родителях ребенка, иных гражданах, проживающих совместно с семьей и участвующих в воспитании ребенка (детей), а также о наличии либо отсутствии критериев и показателей социально опасного положения, установленных постановлением, которым утверждено настоящее Положение.

Акт обследования условий жизни и воспитания ребенка (детей) подписывается членами комиссии и представляется для ознакомления родителям ребенка (детей). При отказе родителей от ознакомления с актом в нем делается отметка об этом с указанием причин отказа.

12. При проведении социального расследования в соответствии с законодательством осуществляется сбор информации о ребенке (детях) и его родителях, имеющей значение для принятия решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении.

Предложения о мероприятиях формируются государственными органами, государственными и иными организациями при проведении социального расследования. При обследовании условий жизни и воспитания ребенка (детей) оценивается возможность участия каждого из родителей, других членов семьи в реализации мероприятий.

По результатам социального расследования готовятся обобщенная информация и предложения о мероприятиях.

13. Совет профилактики рассматривает акт обследования условий жизни и воспитания ребенка (детей) и информацию по результатам социального расследования и принимает одно из следующих решений:

обратиться в координационный совет по месту жительства семьи для принятия решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении;

(в ред. постановления Совмина от 30.08.2021 N 493)

рекомендовать родителям в течение трех рабочих дней обратиться за оказанием социальных услуг, иной помощи по устранению трудной жизненной ситуации в соответствии с законодательством;

(в ред. постановления Совмина от 30.08.2021 N 493)

информировать отдел образования об отсутствии критериев и показателей социально опасного положения ребенка (детей) в семье.

(абзац введен постановлением Совмина от 30.08.2021 N 493)

14. В соответствии с принятым решением в координационный совет не позднее трех рабочих дней после проведения заседания совета профилактики направляются выписка из решения совета профилактики, акт обследования условий жизни и воспитания ребенка (детей), информация по результатам социального расследования и предложения о мероприятиях.

В государственный орган, государственную и иную организацию, предоставляющие указанные в абзаце третьем пункта 13 настоящего Положения социальные услуги, иную помощь, в течение одного рабочего дня после проведения заседания совета профилактики направляется выписка из решения совета профилактики.

(в ред. постановления Совмина от 30.08.2021 N 493)

14-1. Государственный орган, государственная и иная организации, предоставляющие социальные услуги, иную помощь, не позднее 14 рабочих дней со дня получения выписки из решения совета профилактики направляют в совет профилактики информацию об оказании социальных услуг, иной помощи либо о необращении родителей за оказанием таких услуг, иной помощи для контроля условий жизни и воспитания ребенка (детей) и принятия решения в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 13 настоящего Положения.

(п. 14-1 введен постановлением Совмина от 30.08.2021 N 493)

 

ГЛАВА 5

ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ РЕБЕНКА (ДЕТЕЙ) НАХОДЯЩИМСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ, КОНТРОЛЬ ЗА ЕГО ИСПОЛНЕНИЕМ И ОБЖАЛОВАНИЕ ТАКОГО РЕШЕНИЯ

 

15. Материалы, указанные в части первой пункта 14 настоящего Положения, рассматриваются координационным советом в течение 14 дней.

О дате и времени проведения заседания координационного совета в обязательном порядке уведомляются родители.

Координационный совет принимает одно из следующих решений:

признать ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении и определить мероприятия, обязательные для исполнения родителями и государственными органами, государственными и иными организациями;

отказать в признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении с указанием причин такого отказа.

(в ред. постановления Совмина от 30.08.2021 N 493)

16. Решение о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении, включающее мероприятия, в течение трех рабочих дней со дня его принятия направляется родителям, государственным органам, государственным и иным организациям, ответственным за его реализацию.

17. Исполнение решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении не реже одного раза в квартал рассматривается координационным советом.

18. Координационный совет по результатам анализа исполнения родителями и государственными органами, государственными и иными организациями решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении принимает решение:

о внесении изменений и дополнений в решение о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении, в том числе о включении дополнительных мероприятий, изменении сроков их исполнения, ответственных исполнителей;

о направлении в комиссию по делам несовершеннолетних ходатайства о необходимости признания ребенка (детей) нуждающимся в государственной защите;

о прекращении исполнения решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении в случае устранения причин, повлекших признание ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении, или по достижении ребенком возраста восемнадцати лет, в случае избрания для него меры пресечения в виде заключения под стражу, осуждения его к наказанию в виде ареста или лишения свободы, в случае смерти ребенка, а также объявления его умершим либо признания безвестно отсутствующим в установленном законодательством порядке.

(в ред. постановления Совмина от 30.08.2021 N 493)

19. При изменении места жительства ребенка (детей), признанного находящимся в социально опасном положении, учреждение образования (социально-педагогический центр) информирует координационный совет по новому месту жительства семьи и направляет решение о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении и мероприятия для принятия решения по новому месту жительства семьи в соответствии с частью третьей пункта 15 настоящего Положения.

(в ред. постановления Совмина от 30.08.2021 N 493)

20. Учет детей, находящихся в социально опасном положении, осуществляют отделы образования либо уполномоченные ими учреждения образования (социально-педагогические центры) в порядке, установленном законодательством.

21. Решение о признании (об отказе в признании) ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении может быть обжаловано родителями в течение 10 рабочих дней со дня его принятия в городские, районные исполнительные комитеты, местные администрации районов в городах по месту принятия решения, а затем в суд.

(в ред. постановления Совмина от 30.08.2021 N 493)

Обжалование решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении не приостанавливает его исполнение.

 

ГЛАВА 6

РЕАЛИЗАЦИЯ МЕРОПРИЯТИЙ

 

22. Реализацию мероприятий обеспечивают:

22.1. городские, районные исполнительные комитеты (местные администрации районов в городах), которые в пределах своей компетенции:

организуют работу по профилактике семейного неблагополучия, насилия в семье, жестокого обращения с детьми, безнадзорности и правонарушений детей;

принимают в установленном законодательством порядке решения о даче согласия на отчуждение собственниками жилых помещений или об отказе в отчуждении собственниками жилых помещений, в которых проживают в качестве членов семей собственников жилых помещений дети, признанные находящимися в социально опасном положении;

формируют и вносят для утверждения в Советы депутатов региональные комплексы мероприятий по вопросам социальной поддержки детей и семей, воспитывающих детей (в том числе оказание помощи к учебному году);

22.2. сельские, поселковые исполнительные комитеты, которые в пределах своей компетенции оказывают помощь семьям, находящимся в социально опасном положении, в решении бытовых, жилищных и иных вопросов;

22.3. комиссии по делам несовершеннолетних, которые в пределах своей компетенции:

в установленном законодательством порядке принимают меры по защите прав и законных интересов ребенка (детей), находящегося в социально опасном положении;

организуют оказание помощи по обучению, трудовому и бытовому устройству ребенку (детям), досрочно прекратившему образовательные отношения и признанному находящимся в социально опасном положении;

22.4. отделы образования, которые в пределах своей компетенции:

обеспечивают реализацию права ребенка (детей) на получение образования;

обеспечивают доступность образования, в том числе лицам с особенностями психофизического развития в соответствии с их состоянием здоровья и познавательными возможностями, на всех уровнях основного образования и при получении дополнительного образования;

осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и образования ребенка (детей), признанного находящимся в социально опасном положении;

обеспечивают учет детей, признанных находящимися в социально опасном положении;

22.5. учреждения образования (социально-педагогические центры), которые в пределах своей компетенции:

создают специальные условия для получения образования лицами с особенностями психофизического развития и оказания им коррекционно-педагогической помощи;

оказывают психологическую помощь и социально-педагогическую поддержку ребенку (детям) и родителям;

осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и образования ребенка (детей), признанного находящимся в социально опасном положении;

22.6. организации здравоохранения, которые в пределах своей компетенции:

в установленном законодательством порядке оказывают медицинскую помощь;

консультируют родителей по вопросам организации условий быта, ухода, питания ребенка (детей);

обучают родителей навыкам ухода за новорожденными детьми и детьми раннего возраста;

консультируют родителей и других членов семьи по вопросам формирования здорового образа жизни;

осуществляют контроль за выполнением медицинских рекомендаций по профилактике, диагностике, лечению и медицинской реабилитации ребенка (детей);

обеспечивают медицинское наблюдение, в том числе на дому, детей дошкольного возраста и детей-инвалидов;

22.7. органы по труду, занятости и социальной защите, территориальные центры социального обслуживания населения, центры социального обслуживания семьи и детей, которые в пределах своей компетенции:

проводят обследования многодетных семей, семей, воспитывающих детей-инвалидов, семей, в которых выявлены признаки неблагоприятной для детей обстановки;

оказывают социальные услуги, в том числе консультационно-информационные, социально-психологические, социально-педагогические, социально-посреднические, социально-реабилитационные, а также услуги временного приюта, социального патроната, услуги няни, иные виды социальных услуг в зависимости от потребностей семьи;

назначают государственную адресную социальную помощь, материальную помощь, пенсии и пособия;

участвуют в распределении безвозмездной (спонсорской) помощи, полученной в виде товаров (работ, услуг), иностранной безвозмездной помощи, помощи (пожертвований), полученной от физических лиц;

оказывают содействие родителям в трудоустройстве, профессиональной подготовке, переподготовке, повышении квалификации, организации предпринимательской деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленной деятельности, реализуют иные меры в сфере содействия занятости;

участвуют в мероприятиях по профилактике неблагоприятной для детей обстановки, противодействию домашнему насилию;

(пп. 22.7 в ред. постановления Совмина от 30.08.2021 N 493)

22.8. территориальные органы внутренних дел, которые в пределах своей компетенции:

проводят беседы с членами семьи по правовым вопросам и соблюдению требований законодательства;

при необходимости осуществляют подготовку документов для направления родителей, других членов семьи в лечебно-трудовые профилактории;

22.9. органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям, которые в пределах своей компетенции проводят информационно-разъяснительную работу о необходимости соблюдения требований пожарной безопасности;

22.10. структурные подразделения городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере жилищно-коммунального хозяйства, которые в пределах своей компетенции и при наличии оснований:

оказывают содействие в принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий;

(в ред. постановления Совмина от 30.08.2021 N 493)

реализуют меры по осуществлению ремонта в жилых помещениях государственного жилищного фонда по месту жительства семьи, ребенок (дети) в которой находится в социально опасном положении;

22.11. организации, осуществляющие учет, расчет и начисление платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилым помещением, которые в пределах своей компетенции уведомляют родителей об имеющейся задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, возмещению расходов организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, на электроэнергию, потребляемую на освещение вспомогательных помещений и работу оборудования, в том числе лифтов, в многоквартирных жилых домах.

(пп. 22.11 св ред. постановления Совмина от 30.08.2021 N 493)

 

 



свернуть