Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию, спорту и туризму Столбцовского райисполкома
Государственное учреждение образования
"Горковская средняя школа" Столбцовского района
В помощь классному руководителю
Методические рекомендации для классных руководителей
по изучению семей учащихся
Ключевая роль в системе раннего выявления семейного неблагополучия принадлежит классному руководителю.
Изучение особенностей семейного воспитания обучающихся классным руководителем осуществляется регулярно, рекомендуемая периодичность посещений несовершеннолетних на дому – 1 раз в год; чаще – при возникновении такой необходимости.
Обращаем внимание на то, что посещение семей не должно носить ФОРМАЛЬНЫЙ и «МАССИРОВАННЫЙ» характер. Семьи учащихся 1, 5, 10-ых классов, и семьи вновь прибывших в класс детей рекомендуется посетить до 1 НОЯБРЯ.
Классному руководителю рекомендуется согласовать с законными представителями дату и время посещения. При изучении особенностей семейного воспитания несовершеннолетних, классному руководителю необходимо обратить внимание на санитарно-гигиеническое состояние жилого помещения, обеспеченность ребенка предметами первой необходимости (одежда, обувь по сезону, предметы личной гигиены, школьные принадлежности), наличие рабочего места, для сна и отдыха. Особое внимание необходимо обратить на взаимоотношения между членами семьи. Недопустимо при посещении семьи несовершеннолетних выяснение информации о размерах доходов, наличие денежных вкладов и т.п.
Результаты изучения особенностей семейного воспитания обучающихся по мере завершения плановых посещений семей необходимо рассматривать на заседаниях Совета профилактики с участием классных руководителей.
Обращаем ваше внимание, что о выявлении признаков семейного неблагополучия в ходе изучения особенностей семейного воспитания классный руководитель немедленно информирует администрацию учреждения образования.
К числу признаков, свидетельствующих о семейном неблагополучии, относятся состояние жилого помещения, представляющее опасность для жизни и здоровья ребенка (разбитые окна, вырванные розетки, провода), отсутствие света, газа, отопления (отключены за неуплату), отсутствие у ребёнка предметов первой необходимости, демонстрация жестокого неконтролируемого, агрессивного поведения законным представителем (представителями) ребёнка либо иными совершеннолетними лицами, совместно проживающими с семьей в жилом помещении и т.п.
Изучая семьи учащихся, классный руководитель должен обратить внимание на следующую информацию о семье ученика:
Изучение семей учащихся позволяет педагогу ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни семьи ученика, ее традиции и обычаи; духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей.
Для изучения семьи классный руководитель может использовать различные методы психолого-педагогической диагностики, которые позволят корректировать поведение ребенка, влиять на взаимоотношения детей и родителей. К методикам диагностики можно отнести следующие: наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование, деловые игры, тренинги, материалы детского творчества, интерактивные игры и др.
Начиная работу с детским коллективом, классный руководитель должен максимально изучить семейную ситуацию. Это необходимо для того, чтобы спланировать воспитательную работу в классе с максимальной эффективностью.
ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ
Коллективные и групповые формы взаимодействия пронизывают индивидуальные формы. К ним относят беседу, задушевный разговор, консультацию-размышление, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы, переписку и т.д. Эти формы могут быть эффективны, если удалось найти с каждым родителем индивидуальный стиль взаимоотношений. Важно расположить к себе родителей, завоевать доверие, вызвать на откровенность, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. Все это поможет лучше понять ребенка, найти наиболее целесообразные способы решения проблем воспитания конкретной личности в семье и школе. Психологическим условием успешного межличностного взаимодействия являются внимательность, проникновенность и т.д. В индивидуальной форме взаимодействия заложены большие воспитательные возможности. Так, разговор по душам может оказать сильное воздействие на родителей, существенным образом изменить отношение к педагогу, ребенку, к заботам и делам класса.
Посещение семьи – эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д.
Переписка с родителями – письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки – доброжелательный тон, радость общения.
Индивидуальная работа с родителями требует от педагогов больших усилий и изобретательности, но ее эффективность по сравнению с работой в большой группе значительно выше. Именно в индивидуальном общении родители усваивают требования, предъявляемые учреждением образования к учащимся, и становятся союзниками педагога. Достигнутая в результате индивидуальной работы высокая включенность родителей в дела школы приводит к повышению достижений учащихся, их желанию учиться и настойчивости в обучении как у учеников, так и у их родителей, улучшению поведения детей, положительному развитию их самооценки, более полному выполнению домашних заданий, к улучшению психологического климата в классном коллективе.
Семьи учащихся очень разные, по-разному складываются отношения педагога с родителями. В современных условиях возникает немало проблем, которые усложняют взаимодействие учреждения образования и семьи, поэтому работа в данном направлении ведется с учетом специфики современной семьи и решения проблем, возникающих при взаимодействии педагога с родителями учащихся.
Методы взаимодействия педагога с родителями
Основными направлениями взаимодействия педагога с семьей являются:
- диагностика и изучение семьи (методы: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, деловые игры, материалы детского творчества, изучение личного дела, мед. карты учащегося);
- посещение семей учащихся (информация: состав родителей и общие сведения о них, общие сведения о детях, жилищные условия, материальная обеспеченность, микроклимат в семье, увлечения семьи и т.д.);
- просветительская работа.
Рассмотрим первое направление взаимодействия педагога с родителями учащихся – диагностика и изучение семьи. Выбор методов изучения семьи и опыта семейного воспитания зависит от двух важнейших обстоятельств. Первое из них – индивидуальность, уникальность, неповторимость каждой семьи. В семьях заметны различия, которые проявляются:
– в образовательном и культурном уровнях всех ее членов;
– нравственно-психологических установках и позициях;
– жизненном опыте;
– устремлениях, образцах и идеалах;
– умениях и навыках организовать жизнедеятельность родителей и детей;
– опыте воспитания детей.
Второе обстоятельство: семья представляет собой достаточно закрытую ячейку (микроколлектива) общества. Поэтому возможности педагогов в исследовании проблем семьи и опыта семейного воспитания весьма ограничены. И, тем не менее, разрабатываются и применяются методы изучения этих проблем.
Методы изучения семьи и опыта семейного воспитания – это способы (инструменты), которые помогают собрать, проанализировать обобщить данные о семье, семейном воспитании, специфике, взаимосвязях, закономерностях воспитания в семье.
Для изучения семьи и семейного воспитания необходимо, прежде всего, иметь план изучения опыта семейного воспитания. Приведем один из наиболее типичных вариантов такого плана, который предлагается большинством ученых-педагогов.
Примерный план изучения опыта семейного воспитания:
1.Важнейшие сведения о семье:
Обратимся к методам изучения семьи и семейного воспитания.
Наблюдение – метод, который заключается в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии поведения наблюдаемых с целью выявления его смысла, мотивов, содержания.
Метод анкетирования (фр. Enqimte – список вопросов) – письменный опрос, предполагающий получение ответов респондентов для установления некоторых массовых фактов.
Виды проведения анкетирования:
1) контактное (когда исследователь проводит анкетирование непосредственно сам);
2) заочное (когда анкета с инструкциями рассылается респондентам).
Рисуночная методика – это методика, направленная на изучение представлений ребенка о семье, родителях, своей позиции в семье, взаимоотношениях членов семьи. Ребенку предлагают нарисовать свою семью. Не навязывая ничего, говорят: «Рисуй так, как тебе хочется». Когда рисунок закончен, можно уточнить некоторые детали о членах семьи.
Педагог обращает внимание на такие детали:
1) как расположены члены семьи;
2) насколько они удалены друг от друга;
3) каково местонахождение самого ребенка среди всех членов семьи;
4) с кого ребенок начал рисовать семью, а кем – закончил;
5) кто выше ростом, а кто ниже;
6) кто большой по размерам, а кто – маленький;
7) кто в каких красках нарисован.
Что можно узнать при раскодировании рисунка?
Методика комментирования картинок. Ребенку по очереди показывают картинки, на которых изображены сцены из семейной жизни (утро, ребенок проснулся, в комнату входит мама; вечер, мальчик сидит у телевизора, в дверях стоит папа и др.). После показа картинок ребенку предлагается обозначить «Что нарисовано?» и «озвучить» нарисованное («Как ты думаешь, что сказала мама проснувшейся дочери?», «Что говорит папа сыну, который смотрит телевизор?»). Ребенок рассказывает о картинке и «проявляет» свой личный опыт и свои семейные эпизоды, которые помогут педагогу увидеть стиль отношений и общения в его семье.
Методика неоконченных предложений. Педагог начинает фразу, ребенок – заканчивает. «Если я упаду или ударюсь, то мама...», «Если у мамы болит голова, то мы с папой…», «Мама хвалит меня, если я...», «Бабушка огорчается, когда я...» и т. д.
Анализ результатов творческой деятельности детей и родителей. Это могут быть письменные (сочинения, сказки, песни, рассказы, стихотворения, воспоминания), иконографические (кино- и фотодокументы, рисунки, фотографии), технические (поделки, предметы ремесла – изделия из соломки, лозы, глины и др.).
Применение других методов диагностики (анкетирование, опрос, беседы и др.)
Уже на первой встрече с родителями можно использовать следующую диагностику:
Для изучения отношения родителей к собственному ребенку, к перспективам его обучения и воспитания можно предложить родителям следующие вопросы:
С целью изучения качества характера учащихся, взаимоотношений в семьях ребят можно использовать в анкетировании следующие вопросы:
В диагностике взаимоотношений родителей и учащихся можно использовать не только рисуночные, но и другие проективные методики. Эффективность использования проективных методик состоит в том, что методики неоконченных предложений можно использовать, как для учащихся, так и для их родителей. Учащиеся и родители дают ответ на одни и те же вопросы, это позволяет определить причины конфликтов во взаимоотношениях детей и родителей. Ни для кого ни секрет, что несовпадение точек зрения, взглядов, убеждений, мнений родителей и детей может привести к конфликтным ситуациям и проблемам в воспитании ребенка.
Для проективного исследования мнения учащихся можно использовать следующие вопросы:
Для проективного исследования мнения родителей можно использовать следующие вопросы:
Проанализировав ответы учащихся и их родителей, можно использовать их результаты для подготовки и проведения различных внеклассных мероприятий, как с родителями, так и с учащимися.
Анкета для изучения психологического климата в классе
Инструкция: В целях изучения психологического климата в вашем классе просим ответить на ряд вопросов. Обведите кружком ответ, выражающий Ваше мнение.
1) Всегда с хорошим настроением;
2) с хорошим чаще, чем о плохим;
3) с равнодушием;
4) с плохим чаще, чем с хорошим;
5) всегда с плохим настроением.
1) Да, нравятся;
2) многие нравятся, некоторые - нет;
3) безразличны;
4) некоторые нравятся, но многие - нет;
5) никто не нравится.
1) Никогда не бывает;
2) редко бывает;
3) мне все равно где учиться;
4) часто бывает;
5) думаю об этом постоянно.
1) Учебой вполне доволен;
2) скорее доволен, чем недоволен;
3) учеба для меня безразлична;
4) скорее недоволен, чем доволен;
5) совершенно недоволен учебой.
1) Очень хорошо;
2) хорошо;
3) безразлично
4) скорее недоволен;
5) очень плохо.
1) Убеждают, советуют, вежливо просят;
2) чаще в вежливой форме, иногда грубо;
3) мне это безразлично;
4) чаще в грубой форме, иногда вежливо;
5) в грубой форме, унижающей достоинство.
Обработка результатов: За ответ на каждый вопрос анкеты учащийся получает столько баллов, какой номер ответа выбрал. Суммируют баллы по всем вопросам.
6-12 баллов - школьник высоко оценивает психологический климат в классе. Ему нравятся люди, с которыми он учится.
13-18 баллов - человеку скорее безразличен психологический климат класса, у него, вероятно, есть другая группа, где общение для него значимо.
19-30 баллов - учащийся оценивает психологический климат в классе как очень плохой.
Анкета «Характер внутрисемейных отношений».
Инструкция: Оцени свои отношения с родными в баллах.
2 балла – всегда, 1 – иногда, 0 – никогда.
Люди ближайшего окружения |
Категория отношений |
Всего баллов |
||||||
Советуюсь |
Дорожу мнением |
Уверен, защитит |
Могу доверить |
Уверен, поймет |
Уверен, поможет |
Хочу подражать |
||
Мать |
|
|
|
|
|
|
|
|
Отец |
|
|
|
|
|
|
|
|
Бабушка |
|
|
|
|
|
|
|
|
Дедушка |
|
|
|
|
|
|
|
|
Брат |
|
|
|
|
|
|
|
|
Сестра |
|
|
|
|
|
|
|
|
Родственники |
|
|
|
|
|
|
|
|
Друг |
|
|
|
|
|
|
|
|
Обработка результатов.
Подсчитывается сумма баллов и делается вывод о степени авторитетности членов семьи и друзей для ребенка.
Самодиагностика типового семейного состояния.
Инструкция. Прочтите утверждения опросника. Если вы в общем с ними согласны, то на бланке обведите кружком номер утверждения. Если не согласны - зачеркните номер. Если ваш выбор затруднен, поставьте на номере вопросительный знак. Помните, что вы характеризуете свое самочувствие в семье, и старайтесь отвечать искренне.
БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ
Номера вопросов |
Сумма баллов |
Шкалы |
Д/з |
1 4 7 10 13 16 19 |
|
В |
5 |
2 5 8 11 14 17 20 |
|
Т |
5 |
3 6 9 12 15 18 21 |
|
Н |
6 |
Итого |
|
С |
14 |
Ответ, обведенный кружком, равен 1 баллу. «В» — чувство вины, «Т» — тревога, «Н» — нервно-психическое напряжение, «С» — общая семейная тревога, «Д/з» — значение, при котором состояние диагностируется.
Самодиагностика родительского отношения к детям.
Инструкция. Прочтите утверждения опросника. Если вы с ними согласны, обведите кружком соответствующий номер ответа бланке для ответов. Помните, что в опроснике нет правильных и неправильных ответов, постарайтесь ответить искренне, ведь речь идет о вашем отношении к детям.
5 Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне нравится и кажется необходимым.
БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ
Ф.И.О. (шифр) |
Пол Возраст Образование Специальность |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 |
1. Сумма баллов по № 2, 4, 5, 8, 10, 11, 12_____________ 2. Сумма балов по № 1, 3, 6, 7, 9, 13__________________ |
Дата исследования: «____» ____________________20__г.
|
Обработка данных
При подсчете баллов учитывается ответ «верно», обведенный в бланке кружком.
Оценивается только сумма ответов №1, которая сравнивается со шкалой:
Сырой балл 0 1 2 3 4 5 6 7 |
Процентильный 4,72 19,53 39,06 57,96 74,97 86,83 92,43 96,66 Ранг |
При высоких значениях диагностируются «отвержение ребенка», «его социальная нежелательность», и «отсутствие кооперации». Для родителей эта интерпретация предлагается в следующей форме:
«Вы пристально следите за достижениями ребенка, требуете от него успеха, послушания и дисциплины, не оставляете безнаказанными его поступки. К сожалению, вам не хватает понимания ребенка, вы напрасно сравниваете его с его другими детьми, ограничиваете его самостоятельность и активность. Вам следовало бы принять ребенка таким, каков он есть, больше ему доверять, уважать как личность».
Так, педагогическое взаимодействие с семьей учащегося, основанное на объединении усилий учреждения образования и семьи, выполняет ряд функций: информационную (обмен информацией между участниками процесса); просветительскую (расширение педагогического кругозора родителей); обучающую (обучение родителей стратегии и тактике взаимодействия с детьми, совершенствованию воспитательного потенциала семьи); воспитательную (влияние на личностный рост родителей и детей); прогностическую (развитие умения видеть перспективу в детско-родительских отношениях, во взаимодействии «педагог – родители»); организационную; диагностическую; коррекционную и др.
Использованная литература:
свернуть